о журналах

Особенности развития структуры интеллекта школьников 11-18 лет. С. 77–86.

Версия для печати

Рубрика: Биология

УДК

612.821-053.5

Сведения об авторах

Попова Елена Вячеславовна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы Института педагогики, психологии и социальной работы Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 19 научных публикаций

Волокитина Татьяна Витальевна, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии и патологии развития человека Института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 137 научных публикаций, в т. ч. 3 монографий и двух учебных пособий с грифом УМО

Аннотация

Проведено изучение структуры интеллекта школьников общеобразовательной школы г. Новодвинска с использованием традиционных методик: ГИТ, тест Амтхауэра, тест Равена. Выявлены возрастные и половые особенности развития интеллекта на каждом возрастном этапе онтогенеза. Показано, что уровень выполнения интеллектуальных тестов школьниками в возрастном диапазоне 11–18 лет ниже установленных возрастных норм, при этом самые низкие результаты отмечены при выполнении субтеста «арифметические задачи».

Ключевые слова

школьники, структура интеллекта, аналитико-синтетические способности, интеллектуальная лабильность.

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

  1. Берулава Г.А. Психологические особенности интегративного мышления // Современные проблемы психологии мышления: сб. науч. тр. Бийск, 1994. С. 13–20.
  2. Рыбалко Е.Ф. Интеллектуальный потенциал в разные периоды жизни человека // Вестн. СПбГУ. Сер. 6. 1996. Вып. 2 (№ 13). С. 58–64.
  3. Степанова М.А. Умственное развитие в условиях неразвивающего обучения // Вопр. психологии. 2004. № 5. С. 33–46.
  4. Исследование мозговой организации творческого мышления // Физиология человека. 2003. Т. 29, № 5. С. 151–152.
  5. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 1997.
  6. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач / под ред. Е.Д. Хомской // Хрестоматия по нейропсихологии. М., 2004. С. 388–392.
  7. Inaugural Article: the Role of Prefrontal Cortex and Parietal Cortex in Task Switching // Proc. Narl. Acad. Sci. 2000. Vol. 97, № 24. P. 134–148.
  8. Безруких М.М., Логинова Е.С. Возрастная динамика и особенности формирования психофизиологической структуры интеллекта у учащихся начальной школы с разной успешностью обучения // Физиология человека. 2006. Т. 32, № 1. С. 15–20.
  9. Равен Дж., Дж. Х. Курт, Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. М., 1997.
  10. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст. М., 2000.
  11. Акимова М.К., Данилов В.А., Козлова В.Т. Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека М., 1992.
  12. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб., 2007.
  13. Гржибовский А.М. Анализ количественных данных для двух независимых групп // Экология человека. 2008. № 2. С. 54–61.
  14. Его же. Корреляционный анализ // Экология человека. 2008. № 9. С. 50–60.
  15. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб., 2007.
  16. Волокитина Т.В., Попова Е.В. Особенности когнитивного развития детей предшкольного возраста // Экология человека. 2008. № 4. С. 19–22.
  17. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
  18. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников // Вопр. психологии. 2003. № 3. С. 22–34.
  19. Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет / под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. М., 1988.
  20. Волокитина Т.В., Попова Е.В. Особенности принятия решения подростками 14–15 лет с разным уровнем решения арифметических задач // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Естеств. и точные науки. 2008. № 2. С. 9–14.
  21. Данилова Н.Н. Психофизиология: учеб. для вузов. М., 2002.
  22. Кабардов М.К., Матова М.А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопр. психологии. 1988. № 6. С. 106–115.
  23. Клейберг Ю.А., Сиротюк А.Л. Динамическая активность мыслительных процессов младших школьников с разным типом функциональной асимметрии полушарий головного мозга // Мир психологии. 2001. № 1. С. 156–163.
  24. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.
  25. Ее же. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М., 2000.