о журналах

Особенности интеллекта у детей-северян 8–11 лет с трудностями обучения. С. 51–60.

Версия для печати

Рубрика:

УДК

612.821:159.953

Сведения об авторах

Рысина Наталья Николаевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории нейрофизиологии и высшей нервной деятельности института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 23 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

Джос Юлия Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора по научной работе центра коллективного пользования «АрктикМед» института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 52 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

Емельянова Татьяна Валерьевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории нейрофизиологии и высшей нервной деятельности института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 57 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

Суранова Ирина Викторовна, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории термографии и нейроэнергометрии института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор двух научных публикаций

Аннотация

В статье представлены результаты исследования структуры интеллекта у детей-северян с трудностями обучения. Показано, что характерными признаками изменения структуры интеллекта у таких детей являются снижение эффективности слухоречевого запоминания, актуального словарного запаса и способности к развернутому логико-грамматическому высказыванию, а также трудности понимания невербально представленных социальных ситуаций.

Ключевые слова

вербальный интеллект, невербальный интеллект, общий интеллект, трудности обучения, дети-северяне.

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

  1. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение / пер. с нем. Н.А. Горловой, А.А. Михлиной. М., 2006. 208 с.
  2. Безруких М.М. Психофизиологическая структура вербального и невербального интеллекта у детей с разной успешностью обучения и на разных этапах развития // Новые исследования. 2005. № 1. С. 5–31.
  3. Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта: психометрическая и клинико-психологическая оценка уровня развития интеллекта в клинической и судебно-психологической экспертной практике: метод. пособие. СПб., 2003. 128 с.
  4. Депутат И.С., Грибанов А.В. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: моногр. Архангельск, 2011. 135 с.
  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. 355 с.
  6. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие. М., 2000. 144 с.
  7. Екимова В.И. Синдром «учебной неуспешности» // Журн. практ. психолога. 1998. № 3. С. 3–8.
  8. Копосова Т.С., Звягина Н.В., Морозова Л.В. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста. Архангельск, 1997. 159 с.
  9. Наследов А.Д. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных. СПб., 2008. 416 с.
  10. Психические расстройства и расстройства поведения (F00 – F99). Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации / под общ. ред. Б.А. Казаковцева, В.Б. Голланда. М., 1998. 512 с.
  11. Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье: кн. для учителя. М., 1989. 239 с.
  12. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003. 288 с.
  13. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант): метод. руководство. СПб., 2001. 112 с.
  14. Чуприкова Н.И. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопр. психологии. 1995. № 3. С. 104–114.